Абилитация определение – Абилитация — это… Что такое Абилитация?

Абилитация — это… Что такое Абилитация?

  • Абилитация — (лат. abilitatio; от лат. habilis  удобный, приспособительный)  лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.… …   Википедия

  • абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абилитация — система лечебно педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Абилитация

    — (лат. а – отрицание habillis – удобный, приспособленный). Лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Абилитация — комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине  комплекс медицинских, психологических, педагогических,… …   Википедия

  • Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… …   Википедия

  • СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность …   Википедия

  • Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) …   Википедия

  • pedagogical_dictionary.academic.ru

    К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «АБИЛИТАЦИЯ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

    Статья опубликована в рамках:

     

    Выходные данные сборника:

     

     

    К  ВОПРОСУ  О  СУЩНОСТИ  ПОНЯТИЯ  «АБИЛИТАЦИЯ»  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН

    Чепурышкин  И.П.

    канд.пед.наук,  доцент  СмолГУ,  г.Смоленск 

    Е-mailmari1971@yandex.ru

     

    Идея  абилитации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  как  процесса  восстановления  физических  и  умственных  способностей  детей-инвалидов,  официально  признанных  неизлечимыми  имеет  довольно  длительную  историю,  хотя  и  без  соответствующего  терминологического  оформления.  Как  педагогический  феномен  абилитация  насчитывает  несколько  столетий.  В  то  же  время  на  сегодняшний  день  нет  согласия  среди  авторов,  обращающихся  к  этому  понятию.  Более  того,  мы  не  обнаружили  в  психолого-педагогической  литературе,  имеющей  характер  учебного  пособия  по  коррекционной  педагогике  и  психолого-педагогической  коррекции  четкого  определения  этого  понятия.  Понятие  «абилитация»  близко  по  значению  с  используемым  в  Дании  и

    Швеции  понятием  нормализации  (normalization).  В  переводе  с  латинского  habilitation  означает  буквально  «предоставление  прав,  возможностей,  обеспечение  формирования  способностей»  и  применяется  часто  в  детской  психиатрии  в  отношении  лиц,  страдающих  с  раннего  возраста  каким-либо  физическим  и  психическим  дефектом.

    В  медицинской,  психологической  и  педагогической  литературе  понятие  абилитации  часто  дается  в  сравнении  с  понятием  реабилитации.  В  медицинской  литературе  наиболее  четкое  разделение  данных  понятий  дано  в  учебнике  по  невропатологии  Л.О.Бадалян:  «Абилитация

      —  это  система  лечебно-педагогических  мероприятий,  имеющих  целью  предупреждение  и  лечение  тех  патологических  состояний  у  детей  раннего  возраста,  еще  не  адаптировавшихся  к  социальной  среде,  которые  приводят  к  стойкой  утрате  возможности  трудиться,  учиться  и  быть  полезным  членом  общества.  Реабилитация  —  это  система  лечебно-педагогических  мероприятий,  направленных  на  предупреждение  и  лечение  патологических  состояний,  которые  могут  привести  к  временной  или  стойкой  утрате  трудоспособности.  Реабилитация  имеет  целью  по  возможности  быстро  восстановить  способность  жить  и  трудиться  в  обычной  среде.  Об  абилитации  следует  говорить  в  тех  случаях,  когда  инвалидизирующее  больного  патологическое  состояние  возникло  в  раннем  детстве.  У  ребенка  этого  возраста  еще  не  сформированы  нормальный  двигательный  стереотип,  гностико-праксические  и  речевые  функции.  Этот  ребенок  не  владеет  навыками  самообслуживания  и  не  имеет  опыта  общественной  жизни.  О  реабилитации  следует  говорить  в  тех  случаях,  когда  больной  уже  имел  опыт  общественной  жизни  и  общественно  полезной  деятельности.  Абилитация  предусматривает  лечебно-педагогическую  коррекцию  двигательной,  психической  и  речевой  сферы  детей  младшего  возраста;  реабилитация  предусматривает  такие  мероприятия  в  отношении  детей  старшего  возраста  и  взрослых»  [1,  с.303].

    Таким  образом,  реабилитация  —  это  восстановление  утраченных  возможностей  и  способностей,  а  абилитация  —  развитие  потенциальных  возможностей  детей.  Именно  этой  позиции  придерживается  З.Н.Нуртдинова,  которая  считает,  что  абилитация  —  это  процесс  обучения  детей-инвалидов  самообслуживанию,  умению  общаться  со  сверстниками  и  взрослыми,  формирования  начальных  профессиональных  навыков,  т.е.  обучение  тому,  чего  они  пока  не

      знали  и  не  умели.  «Ситуация,  в  которой  человеку  помогают  восстановить  имевшиеся,  но  утраченные  в  силу  инвалидности  навыки  и  умения  характеризуется  понятием  «реабилитация»  [3].  По  мнению

    Л.И.Боровикова,  «абилитация  —  это  не  компенсация  и,  тем  более,  не  реабилитация.  Это  именно  работа  по  формированию  социально-психологических  и  духовно-нравственных  новообразований,  обеспечивающих  рост  качества  жизни  детей-инвалидов»  [5,  с.3].

    С  профилактикой  нарушений  в  развитии  ребенка  связывает  абилитацию  Г.Сергеева:  «Реабилитация  —  комплекс  медицинских,  педагогических  и  социальных  мероприятий,  направленных  на  восстановление  (или  компенсацию)  нарушенных  функций  организма,  а  также  социальных  функций  и  трудоспособности  больных  и  инвалидов.  Абилитация  —  профилактика  возможных  нарушений  на  ранних  стадиях  развития  ребенка,  а  также  работа  с  детьми  с  особыми  потребностями  (инвалидами  с  детства)»  [4].

    Нам  представляется  интересной  точка  зрения  Герасименко  О.А.  и  Дименштейн  Р.П.,  которые  рассматривают  понятие  абилитации  в  сравнении  с  понятиями  адаптации  и  интеграции:  «Абилитация  (в  данном  случае  этот  термин  точнее  обычно  употребляемого  термина  «реабилитация»  —  возвращение  некогда  утраченных  возможностей)  —  создание  новых  возможностей,  наращивание  социального  потенциала,  т.е.  возможности  личности  реализоваться  в  данном  сообществе.  Речь  идет  о  развитии  у  ребенка  тех  функций  и  способностей,  которые  в  норме  появляются  без  специальных  усилий  окружающих,  а  у  ребенка  с  проблемами  могут  возникнуть  только  в  результате  направленной  работы  специалистов.  Адаптация  —  собственно  реализация  накопленного  социального  потенциала  в  данном  сообществе.

    Интеграция  —  процесс,  в  рамках  которого  данное  сообщество  обеспечивает  условия  для  реализации  максимального  социального  потенциала  каждого  индивида  этого  сообщества.  Задача  интеграции  не  может  быть  решена  снаружи,  эта  задача  может  решаться  только  изнутри  самим  сообществом.  Не  может  быть  такой  ситуации,  при  которой  кто-то  кого-то  во  что-то  интегрирует.  Это  не  интеграция.  Под  словами  «Мы  интегрировали  ребенка  туда-то»  подразумевается  на  самом  деле  «абилитация  +  адаптация».  Интеграция  —  это  взаимная  адаптация  индивида  и  общества  друг  к  другу.  Это  процесс,  в  ходе  которого  не  только  индивид  адаптируется  к  сообществу,  но  и  сообщество  делает  необходимые  шаги  для  того,  чтобы  приспособиться  к  этому  индивиду.  Наиболее  распространенная  интегративная  ситуация  —  когда  заботу  о  каком-либо  «нуждающемся»  члене  сообщества  берет  на  себя  человек,  который  и  воплощает  эти  шаги  сообщества,  шаги  сообщества  навстречу  нуждающемуся.  Абилитация,  адаптация  и  собственно  интеграция  могут  рассматриваться  как  этапы  единого  сложного  процесса  интеграции  [2].

    Схожую  позицию  мы  обнаружили  и  у  Д.Н.Исаева:  «Абилитация  детей  с  умственной  отсталостью  является  стимуляцией  потенциальных  возможностей  психики  и  моторики  ребенка,  исправлением  дефектов  его  развития,  лечением  сопутствующих  сомато-неврологических  нарушений,  коррекцией  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  с  целью  формирования  оптимальных  навыков  социальной  адаптации».

    Вышеизложенное  позволило  нам  прийти  к  следующему  рабочему  определению  понятия  «абилитация»это  адаптивно  развивающая  деятельность,  стимулирующая  потенциальные  возможности  детей  с  дефектами  развития  и  направленная  на  формирование  оптимальных  навыков  социальной  адаптации,  на  создание  новых  возможностей,  наращивание  социального  потенциала,  т.е.  возможности  личности  реализоваться  в  данном  сообществе.

     

    Список  литературы:

    1.Бадалян  Л.О.  Невропатология:  Учебник.  2-е  изд.  —  М.:  Изд-во Академия»,  2003.  —  368  с. 

    2.Герасименко  О.А.,  Дименштейн  Р.П.  Несколько  слов  к  вопросу  об  интеграции.  —  http//www.detisite.ru/experts/integration/ 

    3.Нуртдинова  З.Н.  Состояние  и  перспективы  работы  по  социальной  реабилитации  инвалидов  в  системе  организаций  БРО  ВОИ.  http//voiufa.narod.ru/doklad1.htm 

    4.Сергеева  Г.  Все  мы  родом  из  детства  //Петровский  курьер.  —  2005.  —  №9.  —  21  марта.  —  С.4 

    5.Этюды  абилитационной  педагогики:  из  опыта  работы  «Школы  Бороздина».  Монографическое  эссе  /Под  ред.  Л.И.Боровикова.  —  Новосибирск:  Изд-во  НИПК  и  ПРО,  2000.  —  145  с.  

     

    sibac.info

    в чем разница, что это такое?

    В 2016 году вступил в силу закон, который определил понятие абилитация для граждан с инвалидностью, а также ее различия с реабилитацией.

    Реабилитация — это процесс восстановления организма в послеоперационный период, после сложной и тяжелой болезни, или же после полученной травмы.

    Абилитация — это процесс формирования способностей, которыми обладает человек. Абилитация чаще всего применяется в работе с детьми, у которых есть отклонения в развитии физическом, или же интеллектуальном.

    Реабилитация для инвалидов — что это?

    Реабилитация — это целый комплекс мероприятий для инвалида, который имеет такие части:

    • Реабилитационные мероприятия социального типа — это восстановление больного с инвалидностью, как субъекта социума;
    • Педагогический процесс восстановления — это реабилитация для инвалида, как личности действия;
    • Психологические реабилитационные меры — это восстановительный процесс инвалида на уровне личностных показателей;
    • Медицинская физическая реабилитация — это процесс восстановления функциональности организма, или же отдельных его органов.
    Все составляющие принципы реабилитации, способны восстановить больного до того состояния, что он может нормально жить в обществе.

    Что такое абилитация?

    Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.

    Существуют важные составляющие абилитационного процесса:

    • Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
    • Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
    • Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
    • Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.
    Данный цикл мероприятий применяется в центрах физического и психологического восстановления человека с инвалидностью.

    Абилитация и реабилитация  какая разница?

    Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.

    При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.

    При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.

    В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.

    Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.

    Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.

    Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.

    Государственная поддержка абилитологии

    В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.

    Кроме выявления диагноза и лечения патологий современными препаратами и на современном оборудовании, также разрабатываются новейшие методики реабилитации больных после сложных травм, или же болезней, а также индивидуальные методики абилитации.

    Существует разница в разработках данных методик восстановления.

    Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.

    Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2016 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.

    Поддержка государством абилитологии, значительно снизит количество неадаптированных инвалидов, а также детей, которые перебывают в специализированных интернатах.

    Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.

    В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.

    Принцип составления индивидуальных программ

    Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.

    Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.

    В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:

    • Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
    • Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;

    Медицинские мероприятия по абилитации:

    • Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
    • Протезирование больных;
    • Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.

    Разница в абилитационных мероприятиях в том, чтобы научить инвалида приспосабливаться к социуму при помощи своих раскрытых способностей.

    Для абилитационного процесса, а также реабилитационного, необходима помощь органов соцзащиты в приобретении инвалидных колясок, костылей, а также обученных собак-поводырей для незрячих инвалидов.

    С профессиональным уклоном

    Данный абилитационный процесс позволяет обучить гражданина с ограниченными физическими возможностями и оказать помощь в трудоустройстве, а также в адаптировании его на месте его работы.

    Ели человек имел профессию, но после перенесенного травмирования, он не может физически выполнять свою работу, тогда проводится переквалификация на ту специальность, которая позволительна его способностям и физическим возможностям.

    Для того чтобы инвалид работал на предприятии, руководство данной компании вместе с органами соцзащиты переоборудую место для работы гражданина с инвалидностью.

    Работающим инвалидам государство кроме пенсионного обеспечения предлагает ряд льгот, для предприятий, в которых работают инвалиды, также существуют льготы налогового послабления.

    Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации

    Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье, а спортивные мероприятия, которые проводятся для инвалидов, позволяют улучшать их психологическое состояние.

    Социальная адаптация в обществе — это, прежде всего семейные отношения, а также отношения той среды, в которой часто перебывает данный гражданин.

    Социальная адаптация бывает 2 типов, которые должны действовать вместе:

    Социальная ориентация в среде проживания — это дать возможность инвалиду быстрее адаптироваться в обществе:

    • Помочь инвалиду реализовать себя;
    • Способствовать поступлению его в учебные заведения;
    • Помощь психолога для работы в семье.

    Адаптация на бытовом уровне — это процесс налаживания жизнедеятельности больного в семье:

    • Абилитация, или же реабилитации инвалида обслуживания себя в быту;
    • Психологический процесс налаживания контакта в семье;
    • Научить всех членов в семье проживать вместе с инвалидом;
    • Органам соцзащиты помочь в переоборудовании жилища для данной категории граждан.
    Социокультурная абилитация — это посещение инвалидом групп по интересам, творческих и спортивных кружков.

    Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

    Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

    Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.

    Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

    Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

    Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

    Применяемые мероприятия:

    • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
    • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
    • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
    • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

    Заключение

    Между абилитацией и реабилитацией существует большая разница в методиках применения, а также в комплексе мероприятий, но оба эти процесса настроены на восстановление функциональности человеческого организма после тяжелой болезни, или полученной травмы, и дать возможность инвалиду адаптироваться в обществе.

    Абилитационный процесс восстановления, чаще всего применяется в работе с детьми-инвалидами, когда ребёнка с отклонениями в развитии необходимо научить быть полноценным гражданином в обществе.

    Данный процесс настроен на восстановление функциональности организма на биологическом уровне.

    posobie.wiki

    Абилитация — это… Что такое Абилитация?

  • Абилитация — (лат. abilitatio; от лат. habilis  удобный, приспособительный)  лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.… …   Википедия

  • Абилитация — (от лат. habilis быть способным к чему либо)     первоначальное формирование способности к чему либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации возвращения способности к чему… …   Педагогический терминологический словарь

  • абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абилитация — система лечебно педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Абилитация — комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине  комплекс медицинских, психологических, педагогических,… …   Википедия

  • Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… …   Википедия

  • СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность …   Википедия

  • Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) …   Википедия

  • psychology_pedagogy.academic.ru

    Абилитация — это… Что такое Абилитация?

  • Абилитация — (лат. abilitatio; от лат. habilis  удобный, приспособительный)  лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.… …   Википедия

  • Абилитация — (от лат. habilis быть способным к чему либо)     первоначальное формирование способности к чему либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации возвращения способности к чему… …   Педагогический терминологический словарь

  • абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абилитация — (лат. а – отрицание habillis – удобный, приспособленный). Лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Абилитация — комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине  комплекс медицинских, психологических, педагогических,… …   Википедия

  • Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… …   Википедия

  • СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность …   Википедия

  • Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) …   Википедия

  • correction_pedagogy.academic.ru

    Абилитация — это… Что такое Абилитация?

  • Абилитация — (лат. abilitatio; от лат. habilis  удобный, приспособительный)  лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.… …   Википедия

  • Абилитация — (от лат. habilis быть способным к чему либо)     первоначальное формирование способности к чему либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации возвращения способности к чему… …   Педагогический терминологический словарь

  • абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абилитация — система лечебно педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Абилитация — (лат. а – отрицание habillis – удобный, приспособленный). Лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине  комплекс медицинских, психологических, педагогических,… …   Википедия

  • Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… …   Википедия

  • СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность …   Википедия

  • Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) …   Википедия

  • social_pedagogy.academic.ru

    Абилитация Википедия

    Абилита́ция (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — это лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. В более широком смысле слова, абилитация — подготовка к какому-либо роду деятельности.

    Также абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий,направленных на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста (еще не адаптировавшихся к социальной среде), приводящих к утрате возможности трудиться, учиться и быть хорошо адаптированным к жизни в обществе.

    Абилитация — это комплекс лечебных, социальных, педагогических, психологических мер и услуг, направленных на предупреждение и устранения таких патологических состояний у индивида от рождения, которые могут привести к социальной дезадаптации, стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. (авт. коллектив — подгруппа «Цветик-Семицветик»)

    Термин имеет также технологическое применение, для описания процесса стабилизации процессов. Пример: Время абилитации транспортной линии. Время, необходимое для завершения всех неконтролируемых остаточных процессов и выхода линии в режим готовности к новому технологическому циклу.

    Реабилитация и абилитация: история становления понятия

    Идея абилитации детей как процесса восстановления физических и умственных способностей детей-инвалидов, официально признанных неизлечимыми появилась довольно давно. В качестве педагогического понятия абилитация насчитывает несколько столетий. На данный момент среди авторов, имеющих в виду данное понятие, нет единогласия. Данное понятие схоже по смыслу с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalization).[1]

    С медицинской, психологической и педагогической точек зрения понятие абилитации часто сравнивается с понятием реабилитации. В медицинской литературе сравнение дается в учебнике по невропатологии Л. О. Бадалян:

    «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности.»

    Таким образом, реабилитация — это восстановление утраченных возможностей и способностей, а абилитация — развитие потенциальных возможностей детей.

    По мнению Л. И. Боровикова,

    «Абилитация — это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов».

    С профилактикой нарушений в развитии ребёнка связывает абилитацию Г. Сергеева:

    «Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Абилитация — профилактика возможных нарушений на ранних стадиях развития ребёнка, а также работа с детьми с особыми потребностями (инвалидами с детства)».

    Интересной представляется точка зрения Герасименко О. А. и Дименштейн Р. П., рассматривающих понятие абилитации в контексте понятий адаптации и интеграции:

    «Абилитация (в данном случае этот термин точнее обычно употребляемого термина «реабилитация» — возвращение некогда утраченных возможностей) — создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, то есть возможности личности реализоваться в данном сообществе. Речь идёт о развитии у ребёнка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребёнка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов. Адаптация — собственно реализация накопленного социального потенциала в данном сообществе».

    Из приведённых выше понятий можно заключить, что понятие «абилитация»: это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, то есть возможности личности реализоваться в данном сообществе.

    Случаи, в которых требуется абилитация

    Для того, чтобы понять, в какой момент человеку требуется абилитация, стоить принять во внимание ряд факторов, вследствие которых следует обязательная помощь. К примеру, это может быть поражение нервной системы в утробе матери, родовые травмы, в особенности черепно-мозговые. В младенчестве к таким факторам можно отнести не только травмы, но и воспалительные процессы и другие отклонения ЦНС. У детей старшего возраста причинами дисфункции органов или систем органов могут выступать травмы спинного и головного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (вследствие энцефалитов, полиомиелита, менингита), патологии нервно-мышечной системы. Чаще других случаев проводится абилитация детей с церебральными параличами[2]. В России, к примеру, система оздоровления людей с таким диагнозом довольно хорошо налажена. Она состоит из нескольких этапов лечения: в родильном доме, специализированном отделении для новорожденных, поликлинике, неврологическом и ортопедическом отделениях, специализированных санаториях, яслях, детских садах, школах-интернатах и детских домах.

    Роль процесса абилитации в современном обществе

    Процент детей-инвалидов довольно высок. различным аспектам абилитационной деятельности. С данной целью создаются центры абилитации. Роль такого рода учреждений высока: они служат проводниками государственной политики, для удовлетворения социальных потребностей инвалидов детства. В данном центре ребенок может получить все виды помощи. Предлагаются как социальная, так и биологическая поддержка в ходе реализации различных абилитационных программ. Уникальность такого подхода заключается в многоступенчатом подходе индивидульном подходе к личности ребенка.[3]

    Абилитация инвалидов – это комплексная мера, отвечающая политике оказания помощи для максимально эффективной адаптации ребенка с инвалидностью. Потенциал малыша может быть реализован в полной мере благодаря существованию таких центров. В процессе абилитации участвуют также социальные институты, что позволяет избегать однобокости в решении таких важных проблем.[4]

    См. также

    Примечания

    wikiredia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *